Фоторассказ о посёлке Тикси
Тикси - российский арктический порт, "Морские ворота Якутии" и поселок городского типа.
Здесь два альбома с фотографиями Тикси.
Тикси находится на самом севере Республики САХА у бухты в море Лаптевых - окраинного моря Северного Ледовитого океана. Море названо в честь русских полярных исследователей двоюродных братьев Дмитрия и Харитона Лаптевых. Вода его имеет низкую соленость и поэтому находится в основном подо льдом. Только в августе и сентябре тиксинцы могут увидеть волны.
Этот фотокадр я сделал в августе, когда вылетал из Тикси. У меня было необычное ощущение, что я находился не на борту самолета, а в космосе. Сотню раз я поднимался в небо, но такую невероятную картину в других местах я не видел. Меня тянет к себе Крайний Север и Арктика. Не надеюсь найти всеобщее одобрение моей затеи, но я хочу попасть на Северный Полюс. И останавливает меня только цена путешествия под названием "Последний градус на лыжах" - 3 923 879 руб. всего-то за 15 дней экстрима. Чего не заработать на таких чудаках, как я?
У местных жителей нет чувства, что они брошены. Летом один раз в три недели есть прямой рейс в Москву, а там рукой подать до курортов Краснодарского края и Крыма. Авиакомпании "Якутия", "ИрАэро" и "Полярные авиалинии" выполняют 6 рейсов в неделю по маршруту Якутск - Тикси - Якутск. За 3 часа полета воздушное судно преодолевает 1073 км. Зимой рейсы часто откладываются на несколько дней из-за метели, которая способна в этих краях занести снегом дом до крыши.
А прибыл я в Тикси на теплоходе "Механик Кулибин" по Лене. Фото участка Якутск - Жиганск можно увидеть здесь и Жиганск - Тикси здесь. Плыть пришлось 4 суток и еще ночь мы простояли у берега, так как капитан не мог в условиях шторма произвести швартовку. Тогда в Якутске было +30 °C, а в Тикси +10 °C. Уже на второй день у Полярного круга появилось ощущение, что я следую в жерло сурового холодного существа под названием Арктика. Это путешествие произвело на меня глубокое впечатление. Хотя удивить меня сложно. Я уже объехал много стран и более 15 лет прожил в Индии, Англии и Испании. Подробнее об Арктическом круизе Якутск - Тикси я рассказываю здесь.
В 80 км слева от Тикси проходит граница Усть-Ленского заповедника и крупнейшего российского резервата Лена-Дельта, созданного в 1996 г. В своей дельте - одной из самых крупных в мире площадью 45 тыс. км² - Лена выносит в море столько же пресной воды как Волга, Северная Двина, Дон, Днепр и Нева вместе взятые. Ниже реальная фотография дельты Лены из космоса без всякого редактирования! Красота, не правда ли? Картина кистей природы. Хочется любовать вновь и вновь. Я напечатал этот шедевр на большом холсте и поместил в раму. Чуть правее должен был открыться Тикси, но такой стратегический объект, видимо, засекречен :-).
Дельта Лены состоит из сотни протоков, три из которых являются судоходными и доходят до моря не прерываясь - это Оленёкская, Трофимовская и Быковская. Последняя имеет длину 106 км и именно по ней я и приплыл в порт Тикси. В море Лаптевых также впадают реки: Оленёк, Анабар, Яна и Хатанга.
В 1958 г. в Тикси была построена железобетонная ВВП толщиной от 24 до 44 см. Она видна на фото сверху. Длина взлетно-посадочной полосы составляет 3000 м, ширина 60 м, что делает возможным принимать большинство типов воздушных судов со взлетным весом до 260 т. Например, транспортному самолету ИЛ-76 (максимальная взлетная масса 210 т) достаточно для взлета-посадки полосы 2500 м.
Сегодня в Тикси функционирует военно-воздушная база ВВС России. На аэродроме мирно стоят военно-транспортные АН-26 и ИЛ-76, а также вертолеты МИ-26 и МИ-8. С 2017 г. здесь базируется соединение самолетов фронтовой авиации и перехватчиков МиГ-31. Аэродром Тикси вместе с Анадырью и Воркутой вошел в список приоритетных для развития военной инфраструктуры ВВС РФ на Арктическом побережье. На Тикси имеет планы также ВМФ России. Так что этот клочок суши оказывается защищенным не хуже Москвы и враг вполне может потерять здесь всю свою армию.
Во времена СССР аэродром использовался в качестве базы стратегической авиации в составе оперативной группы в Арктике 37-й воздушной армии, а также для 24-й отдельной транспортной авиационной эскадрильи. Зимой готовился снежный аэродром "Тикси-Западный", способный принимать стратегические бомбардировщики.
В годы Великой Отечественной войны авиапорт "Тикси" был одним из ключевых пунктов доставки грузов по ленд-лизу и перегону военных самолетов на фронт. То же самое можно сказать об авиапорте в Олекминске.
Вверху здание аэропорта Тикси. По плану его должны были реконструировать в 2018 г.
А вот я уже на улицах Тикси. Первое впечатление: сыро, кругом нежилые дома, мало автомобилей, но много дорожных знаков... и вопрос: "А где все?". Но ничего удивительного в малолюдности нет. Летом жители отдыхают на курортах. На Крайнем Севере длинные отпуска и субсидированные авиаперелеты.
Тикси - центр Булунского района (улуса) Якутии с 1957 г. В состав района входят Новосибирские острова. Район образован в 1930 г. Тогда еще не было Тикси. Поэтому сначала центром было село Кюсюр. В районе живет 8500 человек, из которых больше половины в поселке Тикси.
В Тикси самая модная обувь летом - резиновые сапоги, а зимой - валенки. Получается красиво, тепло и сухо.
Герб Тикси - представляет из себя щит на якоре с оленем и сопками в верхней части и корабля среди льдов - на нижней. Порту Тикси в 2022 г. исполняется 88 лет. Здесь с 1938 г. издается районный журнал Полярная звезда.
Фото внизу я сделал ночью в 01:50 из окна гостиницы Полярной геокосмофизической обсерватории. Как видите, солнце уже встало, раскрасив дома в яркий оранжевый цвет. А радуга ночью выглядит вообще необычно, дополняя ночную картину.
Тикси основан в 1933 г. как один из портов Северного морского пути. Благодаря таянию арктических льдов, процветанию Китая и активной торговле Юго-Восточной Азии с Европой, сегодня развитие Северного морского пути получило новый импульс. Этот путь на 9 тыс. км короче, чем традиционный через Суэцкий канал. Но пока редкие суда проходят через Севморпуть. Причина - дорогая страховка для кораблей из-за отсутствия достаточного количества инфраструктуры на всем протяжении. Случись что, помощи придется ждать долго.
Эту фотографию я сделал в 1 час ночи 7 августа. Солнце коснулось горизонта и снова отправилось вверх. У нас в Ленинграде летом солнце все-таки ложится спасть на четыре часа. Так что настоящие летние белые ночи, а заодно и зимние с красивейшим северным сиянием именно здесь далеко за Полярным кругом и... далеко от Ленинграда :-).
Главные порты Северного морского пути расположенные в Мурманске, Архангельске, Игарке, Дудинке, Диксоне, Певеке и Тикси имеют отличные перспективы, если продолжать и дальше вкладывать в них средства. Это важно также для освоения недр Арктики, которые находятся на шельфе и относятся к территории РФ.
Для интеграции порта Тикси в систему Севморпути с заходами сюда крупнотоннажных судов предстоит:
- углубить дно у причалов и на подходном фарватере;
- восстановить портовую инфраструктуру и вновь оборудовать простаивающие 8 причалов (длина их 157 м, глубина - до 6 м, сегодня работают только 2 причала у одного пирса с кранами);
- приобрести буксиры и другие вспомогательные суда;
- создать возможность бункеровки (заправки) судов водой и топливом;
- предоставить возможность морским судам сдавать льяльные воды (загрязнённые нефтепродуктами) и мусор в портовые емкости;
- возобновить лоцманскую проводку судов, гарантирующую безопасный проход в морской порт, а также на терминал "Зеленый Мыс";
- создать подразделения по борьбе с разливами нефти и снабдить их судами по постановке боновых заграждений и судами-нефтемусоросборщиками.
В морском порту Тикси происходит перевалка грузов с морских судов на речные баржи для снабжения населенных пунктов на берегах рек Лена, Оленёк, Яна, Индигирка и Колыма. В основном это нефтепродукты, уголь, строительные материалы и продовольствие для местных жителей. Грузооборот порта Тикси, включая четыре морских терминала, расположенных в устьях рек Колымы, Яны и Лены составляет в последние годы более 300 тыс. т. Больше половины грузов перерабатывает морской терминал "Зеленый Мыс".
В 1957 г. в Тикси открылась Полярная геокосмофизическая обсерватория "Тикси", ставшая подразделением Института космофизических исследований и аэрономии им. Ю.Г. Шафера (ИКФИА) Сибирского отделения РАН. Она предназначена для проведения непрерывных геофизических измерений:
- вариаций геомагнитного поля;
- оптического свечения ночного неба и полярных сияний;
- интенсивности космических лучей;
- аврорального поглащения радиоволн;
- характеристик ионосферы;
- ОНЧ (очень-низкочастотных излучений или электромагнитных волн диапазона 3 Гц - 30 кГц (100 - 10 км)).
В Тикси, как и в других местах у Арктического побережья и на островах с советских времен скопилось очень много мусора и металлолома. Старые дома вообще предпочитают не сносить, так как вывозить руины некуда. В районе Арктики работают волонтеры, выделяются небольшие средства на расчистку территорий, но, судя по увиденному в Тикси, массового характера это движение пока не носит. Что поделать, нет денег. Нужно кормить Запад, вывозить из страны миллиарды, они там без нас сдохнут. А вывозить мусор из районов Крайнего Севера, когда к проблемам Запада и наши пенсионеры еле сводят концы с концами отнюдь не первоочередная забота властей Республики САХА и Российской Федерации.
Обеспечение работы морского порта, аэропорта, обсерватории, военных частей и объектов поселковой инфраструктуры и есть занятие местных жителей коих в 1989 г. было 11649 человек, а в 2021 г. осталось только 4745, что даже меньше, чем в 1959 г. Поэтому больше половина домов в Тикси нежилые. Но квартиры продаются. Судя по объявлениям в 2021 г., цена м² составляет 27200 руб. Здесь даже построили одну новую многоэтажку недавно.
Попасть в Тикси просто так нельзя - это пограничная зона. Когда я прибыл сюда по Лене, пограничник уже на корабле спросил основание для пребывания. У меня на руках ничего не было. По телефону приглашающая сторона дала подтверждение. Пограничник выдал бумажку. Ее нужно было показать при выезде из Тикси. Если у вас нет знакомых в Тикси, то разрешение можно оформить в пограничной службе региона вашего постоянного пребывания. Ну а эта клетка в аэропорту Тикси, наверное для тех, у кого нет ни приглашения, ни разрешения :-).
Изображения на зданиях напоминают всем о годах, когда в Тикси было процветание. Это были годы с конца 1960- по конец 1980-х. Судя по многочисленным замкам на сараях и отсутствию свободных мест, у многих жизнь и сейчас "кипит" и главное - хранить есть что.
Местные жители обязательно имеют помещение на улице для хранения. У жителей большую часть года есть холодильник под замком, что позволяет хранить мясо или рыбу, не тратя деньги на электричество. А тому, кому места мало обзаводятся металлическим контейнером. Практично, нажитое имущество можно отправить морем на материк, когда тиксинец решится проститься с родными местами навсегда.
Наверняка вид части дома детского сада в Тикси навевает ностальгические воспоминания у уже подросших жителей поселка.
А пока я иду куда глаза глядят. Вижу, что дороги состоят из бетонных плит и, наверняка, как и дома вокруг еще помнят времена Советского Союза. Одинокая яркая машина промчалась мимо, добавив красный цвет в угрюмый пейзаж. Она едет по только одному водителю ведомому маршруту куда-то туда, где есть у человека важные дела.
Надеваю резиновые сапоги и решаюсь подняться на ближайшую сопку под неофициальным названием "Лялькин пуп". Наверху сопки из пустых бочек в советские годы была сложена фраза "Слава Октябрю". Ее видно из любой точки Тикси. Как и другие ржавые бочки вокруг поселка.
Арктический климат оказывает влияние на флору и фауну этих мест. На сотни километров вокруг Тикси царствует тундра и нет даже карликовых деревьев. Полярная ночь в Тикси длится 67 суток с 19 ноября по 24 января, когда солнца нет даже на горизонте. А вот во время полярного дня с 10 мая по 3 августа (86 дней) солнце вообще не покидает небо ни на минуту.
Зимой ветры дуют с юга со средней скоростью 8 м/с, а летом - с севера 3 м/с. Поэтому зимой здесь обычно не бывает ниже 32 °C, а летом выше 8 °C. Январь, февраль и март - самые холодные месяцы в году. А самые теплые - июль и август. Но в море все равно не покупаться, да и в шортах холодно даже летом.
Я быстро достиг вершины, попутно любуясь местными мхами и цветами тундры. Они были живыми для меня, боялся даже наступить. Столько наслаждения от цветения и желания продлить свою жизнь хоть еще на день, как в растительном мире Арктической зоны больше нигде не увидишь. На вершине ветер был сильным.
Поход на вершину сопки близ Тикси был кульминацией моего трехдневного визита на край Земли. Я поставил штатив и сделал единственное за путешествие селфи на фоне величественной картины. Да, я был счастлив, что впервые приехал сюда, мне все понравилось. Я не делал акцент на неприглядных сторонах Тикси. Пусть об этом пишут другие. Знаю, что это временные трудности и Тикси ждет скоро процветание. Атмосфера северного края, выраженная в природе и дыхании Арктики, а также прекрасные люди остались здесь, как и прежде. Я отдохнул в Тикси лучше, чем на курортах Италии.
Есть популярная группа в Фейсбуке "Тикси - бухта встреч". Там почти 1500 участников. По их общению я понял, что определения "бывший житель Тикси" не бывает. Те, кто долго жил здесь и тем более родился навсегда оставили свою душу в Тикси. Тиксинцы, как многие северяне - люди с сильным характером, для которых есть понятия чести и совести. Если вам повезло иметь таких друзей, то не сомневайтесь в их верности. В жизни они добиваются успеха. Например, мой друг - лучший бортпроводник "Аэрофлота", инструктор 1 класса Дмитрий Викторович Юстус родом из Тикси.
Дорогие друзья, оставляйте свои комментарии, дайте оценку фотографиям в фотоальбоме. Смотрите другие мои фоторассказы об Якутии на этом сайте.