Фоторассказ об Арктическом круизе по Лене: Якутск - Тикси
По Лене на теплоходе "Механик Кулибин" из Якутска в Тикси.
Здесь два альбома с фото Арктического круиза.
Прошло уже 5 лет с тех пор, когда я плавал из Якутска по Лене до моря Лаптевых - окраинного моря Северного Ледовитого океана. И меня снова тянет туда. До такой степени, что вот думаю на днях куплю билет и поеду. Какие же яркие воспоминания остались! Какую красоту увидел! А ведь большинство людей о существовании такого круиза даже не знают.
С высоты самолёта река Лена около Якутска выглядит вот так. А моё приключение началось ещё когда я был в Ленинграде. Оказалось, что теплоход "Механик Кулибин", на который я забронировал билет вдруг отправляется на... пару дней раньше. Пришлось менять авиабилет с доплатой 20 тыс. К чести руководства компании "Ленатурфлот" после рассмотрения заявления мне вернули эти деньги. Ещё до этого момента, я купил у них двухдневный тур к Ленским столбам, но об этом на другой странице.
Я прилетел в Якутск, взял такси и был на речном вокзале Якутска за 30 мин. до отправления теплохода, капитан которого был пунктуальным - отчалили мы ровно в 12 часов. Подобные Арктические круизы устраивает "Ленатурфлот", арендуя у Ленского речного пароходства теплоходы "Михаил Светлов", построенный в 1985 г. в Австрии и "Механик Кулибин", построенный в 1955 г. в ГДР. Последний на этом маршруте работает с 1997 г.
Каждый год "Механик Кулибин" делает всего лишь 7-8 рейсов из Якутска в Тикси и обратно, останавливаясь по маршруту в нескольких населённых пунктах в очень труднодоступных местах Якутии: Жиганск, Кыстатыам, Сиктях, Кюсюр, Быков Мыс, бухта Неелова (Тикси). Только по Лене и только в июле - сентябре, когда нет льда на реке жители могут добраться до столицы республики Якутска и обратно. Наземная дорога есть зимой, но путь дальний и небезопасный особенно при средней температуре якутской зимы минус 40°C. Жиганску и Тикси повезло, что там есть свой аэропорт, но в маленький самолёт много с собой не возьмёшь. Прелесть речного транспорта как раз в том, что он сравнительно недорогой, можно привезти в своё село не только крупногабаритный груз, как мотоцикл или холодильник, но даже строительные материалы и кровлю.
Как только открылось бронирование примерно за месяц, я написал письмо с просьбой зарезервировать место для меня в каюте 1 класса. Якутский Север - то место, где ещё действуют словесные договорённости. Меня не подвели. А оплатил в кассе уже на корабле. Каюта рассчитана на двоих, но таких одиночек как я больше не было и я более четырёх суток плавания жил здесь один.
Теплоходу было уже 60 лет. Все дни плавания я с удовольствием разглядывал детали его интерьера: деревянные перила, бронзовые ручки, витражи на потолке, светильники... Весь путь по расписанию занимает трое суток, но в реальности часто получается больше. Пару ночных часов из соображений безопасности теплоход стоит на месте, летом в этих широтах в остальное время светло. Непогода и, как следствие, большие волны также могут внести коррективы.
Это табличка производителя теплохода. Билеты стоят от 16 тыс. до 30 тыс. за место в одну сторону с бесплатным багажом 36 кг. Плюс оплата за каждый 1 кг груза сверху 57 руб. и питание на борту за совсем небольшую плату. Местным жителям перевозка субсидируется.
На средней палубе теплохода "Механик Кулибин" находятся 2-х местные каюты 1 класса с умывальником и прекрасным видом из окна. Всего на этой палубе размещаются 38 человек. Есть отдельный санузел, а также радиорубка и каюта капитана каждая размером в три каюты 1 класса. Здесь же выход на прогулочную палубу. Можно присесть на лавку с книгой или наблюдать за берегами Лены и проходящими пассажирами, особенно играющими детьми. Салон в носовой части, где по схеме находится читальный зал был завален продуктами и грузом пассажиров. Моё окно прямо напротив спасательного круга.
Чтобы покушать, нужно спуститься на главную палубу. Там в носу теплохода находится ресторан, который называется "Обеденный зал". В строго отведённое время можно отведать завтрак, обед и ужин. На той палубе размещаются каюты 2 класса на 88 человек: 1 каюта на 4 чел., 6 кают по 6 коек и 6 кают по 8 коек. Палуба есть, но узкая и не для прогулок. Здесь же каюты команды, санузел, душ за деньги, есть даже Красный уголок. Окна в каютах гораздо меньше, чем в 1 классе, но из них вполне можно рассматривать берега Лены.
На нижней палубе всего 59 мест: 4 каюты на 6 мест, 7 кают по 4 места, 1 каюта на 5 мест и 1 каюта на 2 места. Также есть каюты экипажа. Санузла нет. Вместо окон круглые иллюминаторы, в которые почти ничего не увидишь. Я был во всех типах кают. Везде есть освещение и добротные толстые матрасы с бельём.
Краткие характеристики "Механика Кулибина": габаритные длина 65 метров и ширина 12 метров, скорость 22 км/ч, вместимость 189 пассажиров, 30 мест для экипажа, мощность двигателей 800 л.с. В 2014 г. выполнены работы по капитальному ремонту двигателей и замене днища корпуса. В 2017 г. дизель-генераторы (75 кВт) были заменены на "Дойцы" в 100 кВт.
Теплоход плыл мимо грузового порта Якутска. Он большой. Население столицы Якутии почти 300 тыс., а Республики - почти 1 млн. Львиная часть всех промышленных товаров, стройматериалов, продовольствия доставляется по Лене через Северный морской путь или через крупнейший в СССР и России речной порт Осетрово в Усть-Куте. Через Якутский порт грузы идут дальше во все города, посёлки и сёла.
После портовой зоны последовали песчаные берега, на которых в те жаркие якутские дни люди отдыхали на шашлыках или даже с палатками с ночёвкой. Старые речные суда сливались с пляжем. Их здесь не утилизируют, наверное, это недёшево. Так, легендарный теплоход "Россия" уже три десятка лет как нашёл свое пристанище на берегу Лены близ Якутска.
Арктический речной круиз на теплоходе "Михаил Светлов" весьма дорогое удовольствие. На сайте "Ленатурфлота" даже нет информации с описанием на русском языке. Сразу понятно, что путёвки продают в основном иностранным туристам. Всего за навигацию совершается 4 круиза. Самой дешёвой оказывается каюта с 4-мя кроватями. Она обойдётся семье в 5660 €. Самый дорогой сьют на двоих на носу корабля стоит 7000 €. В стоимость входит питание, развлечения на борту, экскурсии в местах высадки по маршруту: Ленские Столбы, устье реки Буотамы, Жиганск, Кюсюр, Тикси, Тит-Ары, Полярный круг, остановка в самом красивом месте на берегу и селе Соттинцы.
За 14 дней и 13 ночей предстоит проплыть около 7000 км по Лене из Якутска на юг до Ленских Столбов и далее на север до Тикси и обратно в Якутск.
Краткие характеристики "Михаила Светлова": длина 90 метров и ширина 15 метров, скорость 21 км/ч, вместимость 210 пассажиров, 55 мест для экипажа, мощность двигателей 1340 л.с. Сделан в Австрии. Всего СССР получил 5 подобных судна в 1980-х, и все в строю: "В. Брюсов", "С. Есенин", "Д. Бедный", "А. Блок"
Я решил выбрать круиз до Тикси к морю Лаптевых на теплоходе "Механик Кулибин". Во-первых, весь путь короче по времени. Во-вторых, дешевле - всего 335 € (привожу сумму в валюте, чтобы было для сравнения со стоимостью круиза на "Михаиле Светлове"). В-третьих, в каюте 1 класса я был один в самом носу корабля. В-четвёртых, к Ленским столбам я плавал на точной копии "Михаила Светлова" - теплоходе "Демьян Бедный" и за 2 дня познал атмосферу и сервис корабля этого класса. В-пятых, в Тикси я хотел задержаться на три дня, что недоступно для круизного путешествия. В-шестых, я оказался ближе к местным жителям: якутам, эвенам и эвенкам, которые путешествовали рядом со мной. Мне нравится с ними общаться и их фотографировать. В-седьмых, "Механик Кулибин" - это легенда "Ленатурфлота" и Ленского речного пароходства.
На теплоходе было много эвенкийских и эвенских семей. Они возвращались с родителями из Якутска в свои сёла. Возможно, кто-то был в детском лагере, а может отдыхали в Сочи. Но большинство, конечно, ездили в Якутск, чтобы повидать родственников или купить необходимые товары. В их сёлах нет магазинов с одеждой, например. Мы можем подумать, что жизнь на Крайнем Севере сложна, но коренные народы счастливы на своей родине. В семьях много детей и это позволяет мне сказать, что люди за полярным кругом знают, что такое счастье, знают зачем живут, тогда как мы в больших комфортных городах всё ищем и ищем, и жизнь нам не удалась и никто нас не любит...
Между второй и крайней фотографией в этом фоторассказе всего четверо суток. А какие разные цвета картинки, погода и пейзажи, да и настроение. Выезжали из Якутска при 25 °C тепла. Я загорал на палубе. А прибыл в Тикси укутанный всеми вещами, что были. Дыхание Арктики прочувствовал каждой клеткой, его было видно и слышно. В этом и есть прелесть круиза по Лене, когда более 2000 км плывёшь строго на север и видишь как меняются климатические пояса.
В 1623 г. русский землепроходец Пантелеймон Пянда впервые зафиксировал реку Елю-Енэ (Лену) на картах. А начиналось всё в 1619 г., когда Пянда прибыл из Енисейска в Мангазею - первый русский заполярный город XVII века в Западной Сибири (сегодня Ямало-Ненецкий АО). Там он собрал группу в 40 человек и отправился с ними в Туруханск для скупки пушнины.
От тунгусов (сегодня эвенков) дошли сведения о большой и богатой пушным зверем реке Елю-Енэ к востоку от Енисея. В 1620 г. Пянда с товарищами выдвинулись на стругах вверх по Нижней Тунгуске. На ней они провели два года, торгуя с местным населением и зимуя в построенных зимовьях. В 1623 г. отряд перешёл Чечуйский волок - участок суши между реками, на котором суда тащили волоком. Первопроходцы оказались в районе сегодняшнего Киренска, откуда начали сплав вниз по Лене. Добрались до места, на котором через 9 лет енисейский сотник Пётр Бекетов заложил Якутск. Пянда и его команда познакомились с кангаласскими якутами, после чего повернули назад.
Землепроходцы поднялись по Лене до Жигалово. Дошли до Ангары и спустились в Енисейск. Путь занял более 8 тыс. км ранее неизвестных речных путей. Было положено начало освоения земель на Востоке. В отличие от европейских колонизаторов, русские никогда не уничтожали местное население и, присоединяя все новые земли к России, брали новые народы под свою защиту, вносили прогресс в уклад их жизни. В этом, безусловно, величие наших русских предков и православной веры.
В русском употреблении имя крупнейшей реки Восточной Сибири закрепилось как Лена. Река берёт начало в 10 км восточнее озера Байкал в Иркутской области и впадает в открытое море Северного Ледовитого океана - море Лаптевых на самом севере Якутии.
А вот и теплоход "Михаил Светлов", о котором говорил выше. Оба теплохода провели вместе несколько ночных часов. Ночи летом здесь короткие. Как и в Ленинграде здесь хорошо знают, что такое Белые ночи. На обратном пути, когда летел на самолёте из Тикси в Якутск я снова сфотографировал "Михаила Светлова" уже с высоты и примерно в это же время суток.
Лена является 10-й в мире по длине (4400 км) и 8-й - по полноводности (2490 тыс. км²). Площадь бассейна Лены в 10 раз превышает территорию Великобритании. Да, что нам эта Мелкобритания, закрыл её пальцем на карте и нет её! А Лена - она везде. Река, безусловно, природное чудо Якутии №1. Она объединяет весь якутский край и всё его население!
Я ждал этого момента. Чтобы не пропустить, уточнил информацию у капитана. Переместился с фотокамерой на левый борт. И дождался. На фото я запечатлел устье крупнейшего притока Лены Вилюя. Примерно в 300 км отсюда находится мой родной посёлок Нюрба (сегодня город). А ещё дальше на Вилюе была построена в советские годы знаменитая Вилюйская ГЭС.
Белой ночью мы достигли Жиганска - якутского села сразу за полярным кругом. После основания Якутского острога тем же летом 1632 г. группой енисейских казаков было основано Жиганское зимовье. Именно из Жиганска в следующем году отправилась экспедиция Ивана Реброва, достигшая Северного Ледовитого океана. К слову, в XVIII веке было несколько экспедиций из Жиганска к устью Лены. В 1783 г. он приобрёл статус уездного города, был пожалован гербом, но через 12 лет утратил статус после разграбления беглыми каторжанами.
С 1930 г. Жиганск - центр Жиганского района (улуса). Сегодня его население составляет 3400 человек в основном эвенки. Люди занимаются очень интересными делами: ловят рыбу (осётр, нельму, таймень), охотятся на песца, соболя, лося, медведя, дикого северного оленя, волка, разводят оленей и голубого песца. Жители с таким промыслом вполне могли быть весьма богатыми людьми. По какой-то причине теплоход не остановился у Жиганска и этот момент мне выяснить не удалось.
Через три часа (в пути 62 км) причаливаем у села Кыстатыам на другом берегу Лены. Здесь живут 400 эвенков на шести улицах. Свои дома жители не запирают. Как удалось выяснить, главное, чего не хватает им для счастья - это бензина для лодок. И вправду, попробуй завези его в такую глушь. Лодочные моторы кушают много топлива, а без лодок рыбу не выловишь и не сбудешь. Конечно, водки мало ещё, чтобы греться. Ну эта проблема знакома и жителю мегаполиса. В Кыстатыаме давно есть электричество, а теперь будет и второй холодильник.
Эвенков до 1931 г. называли тунгусами. В России проживает примерно 40 тыс. эвенков. В Якутии (18 тыс.), в Красноярском крае (4,6 тыс.), Бурятии (2,6 тыс.), Приамурье (1,5 тыс.), Забайкалье (1,5 тыс.), Приангарье (1,5 тыс.). Состав Оленёкского района Якутии на 76 % состоит из эвенков, а Жиганского, в котором я и нахожусь сейчас - на 55 %.Также около 40 тыс. эвенков проживают в Китае.
От эвенков русские заимствовали имена рек: Лена ("Елю-Енэ" - "большая река"), Алдан ("Алдун" - "каменистые берега"), Енисей ("Ионесси" - "большая вода"), Могоча ("золотое дно или холм"), Олёкма ("Олоохунай" - "беличья"), Чита ("Чата" - "глина").
Эвены - родственный эвенкам народ. Их всего 20 тыс. В Магаданской области 2500 чел., на Камчатке 1800 чел., на Чукотке 1400 чел. В Хабаровском крае и в Якутске живёт по 1300 эвенов. Конечно, они растворяются среди русских и якутов. Большинство эвенов (53 %) составляет только Эвено-Бытантайский национальный улус (район) Якутии, их там 1500 чел. В районе всего 4 села и ближайшее - в 200 км от Кыстатыама. Легче угадать в лотерею, чем отличить эвенка от эвена и даже от якута.
Какая же величественная река Лена! Внизу главной страницы представлен снимок из космоса. Это дельта реки Лена - вторая самая крупная речная дельта в мире общей площадью 45 тыс. км². Один из самых впечатляющих уголков природы на нашей планете. В своей дельте Лена выносит в Ледовитый океан столько же пресной воды как Волга, Северная Двина, Дон, Днепр и Нева вместе взятые.
Иногда эта мощная река устраивает поистине "ВсеЛенские потопы", когда человек её прогневает. Но все же Лена любит жителей Якутии - она несёт им жизнь и добро. Лена - источник пресной воды и энергии. Лена - богатство животного и растительного мира. В Лене водится благородная рыба, которая способна жить только в чистых водах. На берегах реки нет ни одного промышленного предприятия, даже не построен ни один мост. Лена - артерия, по которой транспортируются 70 % всех грузов Якутии. В некоторых местах почти невозможно увидеть другой берег реки - такая Лена широкая.
Половина пассажиров теплохода - дети. И они абсолютно счастливы в таком интересном путешествии. На борту становится всё меньше людей. Вот кто-то сейчас сойдёт в селе Сиктях.
Село Сиктях на левом берегу Лены совсем небольшое - с населением 300 человек. Оно основано лишь в 1934 г. Жителей села называются сиктяхцами (сикхтянец, сикхтянка). Мы прибыли сюда в третьем часу ночи. Солнце уже встало. Фотографии ниже вполне смогли передать настроение после короткого летнего дождя.
Боже мой, тут тоже живут люди. Ближайшее место, где есть больница находится в 400 км отсюда - в Тикси. Там на улице Больничная, дом 1 расположена Булунская центральная больница. Насколько она современная и есть ли все специалисты, если в самом посёлке и 5 тыс. жителей не наберётся? Летом жителям Сиктяха болеть никак нельзя, потому что дорог нет и никогда не было. Помощь может быть на другом берегу Лены. Какая тут дорога? Доставка на лодке - это очень долго, а если бензина во всём селе не наберётся? Зимой дорогой является лёд Лены. Но и зимой лучше тоже не болеть. Так как путь до больницы короче или дешевле не становится. Он может быть много опаснее из-за пурги и мороза - случись что с техникой и помочь сможет только Бог. Может в случае серьёзной болезни вызывается вертолёт? Я могу в это поверить. Друзья, напишите в комментариях, это сделает рассказ интереснее.
Чтобы сделать фотографию ниже, пришлось вращать фокусировочное кольцо до конца на моём Canon, а ещё это всё-таки ночная съёмка, так что чёткость максимально возможная. Такие берега Лены есть не у каждой реки. Красиво, но очень сурово, если принять во внимание, что до ближайшего населенного пункта сотни и сотни километров. А рядом медведи и волки. И насколько они голодные совсем не хочется думать. Есть ли случай, когда человек прошёл по берегу реки Лена из Якутска до Тикси? Дошёл ли он? Кто-нибудь знает? Тут в одном месте на пути я видел самолёт начала века, который врезался в гору и так и остался там лежать. Его хорошо видно с корабля. Вот тут я знаю, что люди не долетели.
А это Кюсюр. Ещё одно село на правом берегу Лены. И село большое. Тут в 4 раза больше жителей, чем в Сиктях - 1345 человек. И все поголовно оленеводы, рыболовы и охотники. Голодным и холодными никто не останется. К слову, у жителей Крайнего Севера в рационе питания почти нет углеводов - только жиры и белки. В селе работает народный театр, есть Дом культуры, средняя школа, и даже музыкальная школа, а также интернат, медпункт и ЖКХ, куда ж без него. Интересно собирает ли он деньги в фонд капитального строительства.
Основано село в 1924 г. Мне сейчас вообще не по себе. Тогда-то что тут делали люди и как жили без электричества и телефона? Они знали, что где-то ещё люди живут, что есть Москва, например, гражданская война закончилась, СССР был основан, первая пятилетка началась или догадывались? Они сейчас знают, что такое Ковид?
Справа уже какую сотню километров тянется Верхоянский хребет - одно из самых пустынных и неизученных мест на планете. Он начинается у реки Томпо. И заканчивается у дельты Лены. Длина хребта 1200 км, ширина от 100 до 250 км. Высота доходит до 2000 метров. А высшая точка - Орулган (2409 метров). На таких вершинах лежит горная тундра. На фото всего лишь окраина с лиственным редколесьем. И это последние деревья на нашем пути, дальше будет тундра Крайнего Севера и ни одного дерева.
От Кюсюра теплоход двигается в самом узком месте в нашем путешествии. А у села Чекуровка Лена сужается до 1,6 км, а глубина доходит до 25 метров. Течение заметно ускоряется. От капитана требуется мастерство.
Для тех, кто забыл какая чудесная погода была три дня назад в Якутске прокрутите ленту вверх. Якутск по сравнению с этим краем выглядит местным Сочи. Сейчас на палубу без тёплой одежды не выйти. А на картинке ниже - то самое узкое место на Лене.
Вот она тундра и не просто тундра, а арктическая. На календаре август. Маловероятно, что прошлогодний снег, который отчётливо стало видно успеет расстаять. А может это позапрошлогодний снег?
Из растительности в тундре растут лишайники и мхи, а также травы, семейства злаков, полярные маки, осоки. Всему этому рады олени, которые питаются такими растениями. Животные тундры: лисицы, песцы, снежные бараны, волки, лемминги и зайцы-беляки, надо полагать, тоже находят тут еду или питаются друг другом. Из птиц я видел только чаек, но водятся: полярная сова, белая куропатка, пуночка, зуек, краснозобый конёк, белая ржанка, лапландский подорожник.
В Лене плавает нельма, омуль, ряпушка и чир. Эта рыба живёт только в чистых водоёмах. Соответственно, питается она чистым кормом. Поэтому из этой рыбы делают строганину и смело едят сырой, а вернее замороженной. Её нарезают стружкой и употребляют, не размораживая, мокая в смесь соли и чёрного перца в соотношении 1:1.
Теплоход приближается к предпоследней остановке и самой северной точке нашего путешествия по Лене - Быков мыс. Так называли поморы - первые мореплаватели в этих местах - каменные утёсы, вдающиеся в море. Якуты за суровый климат прозвали мыс "Хара тумус" ("чёрный мыс"). Быков мыс доходит до 18 метров в высоту. Он омывается водами залива Неелова с юга и водами моря Лаптевых с севера. По сути, за мысом настоящий Северный Ледовитый океан! Издалека кажется, что люди поселились на острове в Арктике. Становится холодно только от одного вида. Кажется, солнце не знает, что на самом деле светит не везде.
Для барж с углём это крайний пункт. Теперь можно спать спокойно - зимой теплом село Быковский обеспечено. 527 человек занесло сюда как-то и они тут живут постоянно. Половина жителей - эвенки, 15 % - эвены. Остальные, вполне возможно, потомки депортированных сюда в 1940-х годах прибалтов, немцев, финнов и поляков (полный набор наших недругов и сегодня). Чтобы придумать им занятие власти открыли колхоз "Арктика" и рыбзавод. Кстати, мой друг Дмитрий Юстус - немец и родился здесь. Сейчас лучший инструктор в "Аэрофлоте".
Проблема этих мест - мусор и лом. Он копится, его не закопать, не переработать, а вывозить слишком дорого. Потому сёла Крайнего Севера напоминают свалку и это очень печально. Плывём дальше в заливе Неелова. Скоро Тикси.
Ну вот и конечный порт в пути - посёлок и морской порт Тикси. Тогда было темно и дождливо, я фото не сделал, но на берегу, кажется, собралась половина населения посёлка. Как же они ждали этот теплоход! Но всем приходится ехать по домам. Сегодня швартовки не будет - волны.
Пятая ночь на корабле. А чтобы было веселее читаю о Тикси. Порт создан в 1933 г. как пункт Северного морского пути. Здесь есть полярная станция и геокосмофизическая обсерватория. В годы Великой Отечественной войны в Тикси формировались военные конвои для обеспечения переходов судов с ценным грузом или промышленным оборудованием в зоне Арктики. Тикси- арктический порт. Но навигация короткая - лишь 3 месяца.
Продолжить знакомство с круизом Якутск - Тикси можно в галерее, где в двух альбомах представлены 270 фотографий.
1. На самом носу верхней палубы, где Вы жили, по схеме есть две одноместные каюты. Они есть? Не хочется плыть с подселением - вдруг не повезет , так как Вам.
2. Где по пути следования ловит интернет и телефон - только в Якутске? В поселках нет?
3. Есть ли в каютах розетки?
4. Душ на верхней палубе есть? Или он один на весь теплоход?
5. Можно ли с Вами связаться, чтоб подробнее узнать про организацию круиза? Я тоже хотела на Кулибине вниз и обратно по Лене сплавиться, и к Столбам тоже до или после. Как лучше это организовать из Москвы? Что в Якутске надо посмотреть обязательно?
Для организации путешествия следует связаться с турфирмой "Ленатурфлот": https://lenaturflot.ru. Вот здесь тарифы: http://lenaturflot.ru/passagetiksi
Я жил в Тикси-3 в 1976-78 гг., учился в школе, отец был начальником клуба солдатского, я жил в 230 доме. Сейчас много удобств, а нету этой натуральной экзотики и любви к северу. Спасибо Вам за фильм, сижу смотрю и наслаждаюсь. Благословений Вам !!!!!