Фоторассказ об Арктическом круизе по Лене: Якутск - Тикси
По Лене на теплоходе "Механик Кулибин" из Якутска в Тикси.
Здесь два альбома с фото Арктического круиза.
Прошло уже 5 лет с тех пор, когда я плавал из Якутска по Лене до моря Лаптевых - окраинного моря Северного Ледовитого океана. И меня снова тянет туда. До такой степени, что вот думаю на днях куплю билет и поеду. Какие же яркие воспоминания остались. Какую красоту увидел. А ведь большинство людей о существовании такого круиза даже не знают.
С высоты самолета река Лена около Якутска выглядит вот так. А мое приключение началось еще когда я был в Ленинграде. Оказалось, что теплоход "Механик Кулибин", на который я забронировал билет вдруг отправляется на... пару дней раньше. Пришлось менять авиабилет с доплатой 20 тыс. К чести руководства компании "Ленатурфлот" после рассмотрения заявления мне вернули эти деньги. Еще до этого момента, я купил у них двухдневный тур к Ленским столбам, но об этом на другой странице.
Я прилетел в Якутск, взял такси и был на речном вокзале Якутска за 30 мин. до отправления теплохода, капитан которого был пунктуальным - отчалили мы ровно в 12 часов. Подобные Арктические круизы устраивает "Ленатурфлот", арендуя у Ленского речного пароходства теплоходы "Михаил Светлов", построенный в 1985 г. в Австрии и "Механик Кулибин", построенный в 1955 г. в ГДР. Последний на этом маршруте работает с 1997 г.
Каждый год "Механик Кулибин" делает всего лишь 7-8 рейсов из Якутска в Тикси и обратно, останавливаясь по маршруту в нескольких населенных пунктах в очень труднодоступных местах Якутии: Жиганск, Кыстатыам, Сиктях, Кюсюр, Быков Мыс, бухта Неелова (Тикси). Только по Лене и только в июле - сентябре, когда нет льда на реке жители могут добраться до столицы республики - Якутска и обратно. Дорога есть только зимой, но путь дальний и небезопасный особенно при средней температуре якутской зимы - минус 40 °C. Жиганску и Тикси повезло, что там есть свой аэропорт, но в маленький самолет много с собой не возьмешь. Прелесть речного транспорта как раз в том, что он сравнительно недорогой, можно привезти в свое село не только крупногабаритный груз, как мотоцикл или холодильник, но даже строительные материалы и кровлю.
Как только открылось бронирование примерно за месяц, я написал письмо с просьбой зарезервировать место для меня в каюте 1 класса. Якутский Север - то место, где еще действуют словесные договоренности. Меня не подвели. А оплатил в кассе уже на корабле. Каюта рассчитана на двоих, но таких одиночек как я больше не было и я более четырех суток плавания жил здесь один.
Теплоходу было уже 60 лет. Все дни плавания я с удовольствием разглядывал детали его интерьера: деревянные перила, бронзовые ручки, витражи на потолке, светильники... Весь путь по расписанию занимает трое суток, но в реальности часто получается больше. Пару ночных часов из соображений безопасности теплоход стоит на месте, летом в этих широтах в остальное время светло. Непогода и, как следствие, большие волны также могут внести коррективы.
Это табличка производителя теплохода. Билеты стоят от 16 тыс. до 30 тыс. за место в одну сторону с бесплатным багажом 36 кг. Плюс оплата за каждый 1 кг груза сверху 57 руб. и питание на борту за совсем небольшую плату. Местным жителям перевозка субсидируется.
На средней палубе теплохода "Механик Кулибин" находятся 2-х местные каюты 1 класса с умывальником и прекрасным видом из окна. Всего на 38 человек. На той же палубе есть санузел, а также радиорубка и каюта капитана каждая размером в три каюты 1 класса. Здесь же выход на прогулочную палубу. По ней приятно прогуливаться. Можно присесть на лавку с книгой или наблюдать за берегами Лены и пассажирами. Салон в носовой части, где по схеме находится читальный зал был завален продуктами и грузом пассажиров. Мое окно прямо напротив спасательного круга.
Чтобы покушать, нужно спуститься на главную палубу. Там в носу теплохода находится ресторан, который называется "Обеденный зал". В строго отведенное время можно отведать завтрак, обед и ужин. На палубе размещаются каюты 2 класса на 88 человек: 1 каюта на 4 чел., 6 кают по 6 коек и 6 кают по 8 коек. Палуба есть, но узкая и не для прогулок. Здесь же каюты команды, санузел, душ за деньги, есть даже Красный уголок. Окна в каютах гораздо меньше, чем в 1 классе, но из них вполне можно рассматривать берега Лены.
На нижней палубе всего 59 мест: 4 каюты на 6 мест, 7 кают по 4 места, 1 каюта на 5 мест и 1 каюта на 2 места. Также есть каюты экипажа. Санузла нет. Вместо окон круглые иллюминаторы, в которые почти ничего не увидишь. Я был во всех типах кают. Везде есть освещение и добротные толстые матрасы с бельем.
Краткие характеристики "Механика Кулибина": габаритные длина 65 м и ширина 12 м, скорость 22 км/ч, вместимость 189 пассажиров, 30 мест для экипажа, мощность двигателей 800 л.с. В 2014 г. выполнены работы по капитальному ремонту двигателей и замене днища корпуса. В 2017 г. дизель-генераторы (75 кВт) были заменены на "Дойцы" в 100 кВт.
Теплоход плыл мимо грузового порта Якутска. Он большой. Население столицы Якутии почти 300 тыс., а Республики - почти 1 млн. Львиная часть всех промышленных товаров, стройматериалов, продовольствия доставляется по Лене через Северный морской путь или через крупнейший в СССР и России речной порт Осетрово в Усть-Куте. Через Якутский порт грузы идут дальше во все города, поселки и села.
После портовой зоны последовали песчаные берега, на которых в те жаркие якутские дни люди отдыхали на шашлыках или даже с палатками с ночевкой. Старые речные суда сливались с пляжем. Их здесь не утилизируют, наверное, это недешево. Так, легендарный теплоход "Россия" уже пару десятков лет как нашел свое пристанище на берегу Лены близ Якутска.
Арктический речной круиз на теплоходе "Михаил Светлов" весьма дорогое удовольствие. На сайте "Ленатурфлота" даже нет информации с описанием на русском языке. Сразу понятно, что путевки продают в основном иностранным туристам. Всего за навигацию совершается 4 круиза. Самой дешевой оказывается каюта с 4-мя кроватями. Она обойдется семье в 5660 €. Самый дорогой сьют на двоих на носу корабля стоит 7000 €. В стоимость входит питание, развлечения на борту, экскурсии в местах высадки по маршруту: Ленские Столбы, устье реки Буотамы, Жиганск, Кюсюр, Тикси, Тит-Ары, Полярный круг, остановка в самом красивом месте на берегу и селе Соттинцы.
За 14 дней и 13 ночей предстоит проплыть около 7000 км по Лене из Якутска до Ленских Столбов и далее до Тикси и обратно в Якутск.
Краткие характеристики "Михаила Светлова": длина 90 м и ширина 15 м, скорость 21 км/ч, вместимость 210 пассажиров, 55 мест для экипажа, мощность двигателей 1340 л.с.
Я решил выбрать круиз до Тикси к морю Лаптевых на теплоходе "Механик Кулибин". Во-первых, весь путь короче по времени. Во-вторых, дешевле - всего 335 € (привожу сумму в валюте, чтобы было для сравнения со стоимостью круиза на "Михаиле Светлове"). В-третьих, в каюте 1 класса я был один в самом носу корабля. В-четвертых, к Ленским столбам я плавал на точной копии "Михаила Светлова" - теплоходе "Демьян Бедный" и за 2 дня познал атмосферу и сервис корабля этого класса. В-пятых, в Тикси я хотел задержаться на три дня, что недоступно для круизного путешествия. В-шестых, я оказался ближе к местным жителям: якутам, эвенам и эвенкам. Мне нравится с ними общаться и их фотографировать. В-седьмых, "Механик Кулибин" - это легенда "Ленатурфлота" и Ленского речного пароходства.
На теплоходе было много эвенкийских и эвенских семей. Они возвращались с родителями из Якутска в свои села. Возможно, кто-то был в детском лагере, а может отдыхали в Сочи. Но большинство, конечно, ездили в Якутск, чтобы повидать родственников и купить необходимые товары. В их селах нет магазинов с одеждой, например. Мы можем подумать, что жизнь на Крайнем Севере сложна, но коренные народы счастливы на своей родине. В семьях много детей и это позволяет мне сказать, что люди за полярным кругом знают, что такое счастье, знают зачем живут, тогда как мы в больших комфортных городах все ищем и ищем, и жизнь нам не удалась и никто нас не любит...
Между второй и крайней фотографией в этом фоторассказе всего четверо суток. А какие разные цвета картинки, погода и пейзажи, да и настроение. Выезжали из Якутска при 25 °C тепла. Я загорал на палубе. А прибыл в Тикси укутанный всеми вещами, что были. Дыхание Арктики прочувствовал каждой клеткой, его было видно и слышно. В этом и есть прелесть круиза по Лене, когда более 2000 км плывешь строго на север и видишь как меняются климатические пояса.
В 1623 г. русский землепроходец Пантелеймон Пянда впервые зафиксировал реку Елю-Енэ (Лену) на картах. А начиналось все в 1619 г., когда Пянда прибыл из Енисейска в Мангазею - первый русский заполярный город XVII века в Западной Сибири (сегодня Ямало-Ненецкий АО). Там он собрал группу в 40 человек и отправился с ними в Туруханск для скупки пушнины.
От тунгусов (сегодня эвенков) дошли сведения о большой и богатой пушным зверем реке Елю-Енэ к востоку от Енисея. В 1620 г. Пянда с товарищами выдвинулись на стругах вверх по Нижней Тунгуске. На ней они провели два года, торгуя с местным населением и зимуя в построенных зимовьях. В 1623 г. отряд перешёл Чечуйский волок - участок суши между реками, на котором суда тащили волоком. Первопроходцы оказались в районе сегодняшнего Киренска, откуда начали сплав вниз по Лене. Добрались до места, на котором через 9 лет енисейский сотник Петр Бекетов заложил Якутск. Пянда и его команда познакомились с кангаласскими якутами, после чего повернули назад.
Землепроходцы поднялись по Лене до Жигалово. Дошли до Ангары и спустились в Енисейск. Путь занял более 8 тыс. км ранее неизвестных речных путей. Было положено начало освоения земель на Востоке. В отличие от европейских колонизаторов, русские никогда не уничтожали местное население и, присоединяя все новые земли к России, брали новые народы под свою защиту, вносили прогресс в уклад их жизни. В этом, безусловно, величие наших русских предков и православной веры.
В русском употреблении имя крупнейшей реки Восточной Сибири закрепилось как Лена. Река берет начало в 10 км восточнее озера Байкал в Иркутской области и впадает в открытое море Северного Ледовитого океана - море Лаптевых на самом севере Якутии.
А вот и теплоход "Михаил Светлов", о котором говорил выше. Оба теплохода провели вместе несколько ночных часов. Ночи летом здесь короткие. Как и в Ленинграде здесь хорошо знают, что такое Белые ночи. На обратном пути, когда летел на самолете из Тикси в Якутск я снова сфотографировал "Михаила Светлова" уже с высоты и примерно в это же время суток.
Лена является 10-й в мире по длине (4400 км) и 8-й - по полноводности (2490 тыс. км²). Площадь бассейна Лены в 10 раз превышает территорию Великобритании. Да, что нам эта Великобритания, закрыл ее пальцем на карте и нет ее! А Лена - она везде. Река, безусловно, природное чудо Якутии №1. Она объединяет весь якутский край и все его население!
Я ждал этого момента. Чтобы не пропустить, уточнил информацию у капитана. Переместился с фотокамерой на левый борт. И дождался. На фото я запечатлел устье крупнейшего притока Лены - Вилюя. Примерно в 300 км отсюда находится мой родной поселок Нюрба (сегодня город). А еще дальше на Вилюе была построена в советские годы знаменитая Вилюйская ГЭС.
Белой ночью мы достигли Жиганска - якутского села сразу за полярным кругом. После основания Якутского острога тем же летом 1632 г. группой енисейских казаков было основано Жиганское зимовье. Именно из Жиганска в следующем году отправилась экспедиция Ивана Реброва, достигшая Северного Ледовитого океана. К слову, в XVIII веке было несколько экспедиций из Жиганска к устью Лены. В 1783 г. он приобрел статус уездного города, был пожалован гербом, но через 12 лет утратил статус после разграбления беглыми каторжанами.
С 1930 г. Жиганск - центр Жиганского района (улуса). Сегодня его население составляет 3400 человек в основном эвенки. Люди занимаются очень интересными делами: ловят рыбу (осетр, нельму, таймень), охотятся на песца, соболя, лося, медведя, дикого северного оленя, волка, разводят оленей и голубого песца. Жители с таким промыслом вполне могли быть весьма богатыми людьми. По какой-то причине теплоход не остановился у Жиганска и этот момент мне выяснить не удалось.
Через три часа (в пути 62 км) причаливаем у села Кыстатыам на другом берегу Лены. Здесь живут 400 эвенков на шести улицах. Свои дома жители не запирают. Как удалось выяснить главное, чего не хватает им для счастья - это бензина для лодок. И вправду, попробуй завези его в такую глушь. Лодочные моторы кушают много топлива, а без лодок рыбу не выловишь и не сбудешь. Конечно, водки мало еще, чтобы греться. Ну эта проблема знакома и жителю мегаполиса. В Кыстатыаме давно есть электричество, а теперь будет и второй холодильник.
Эвенков до 1931 г. называли тунгусами. В России проживают примерно 40 тыс. эвенков. В Якутии (18 тыс.), в Красноярском крае (4,6 тыс.), Бурятии (2,6 тыс.), Приамурье (1,5 тыс.), Забайкалье (1,5 тыс.), Приангарье (1,5 тыс.). Состав Оленекского района Якутии на 76 % состоит из эвенков, а Жиганского, в котором я и нахожусь сейчас - на 55 %. Также около 40 тыс. эвенков проживают в Китае.
От эвенков русские заимствовали имена рек: Лена ("Елю-Енэ" - "большая река"), Алдан ("Алдун" - "каменистые берега"), Енисей ("Ионесси" - "большая вода"), Могоча ("золотое дно или холм"), Олекма ("Олоохунай" - "беличья"), Чита ("Чата" - "глина").
Эвены - родственный эвенкам народ. Их всего 20 тыс. В Магаданской области 2500 чел., на Камчатке 1800 чел., на Чукотке 1400 чел. В Хабаровском крае и в Якутске живет по 1300 эвенов. Конечно, они растворяются среди русских и якутов. Большинство эвенов (53 %) составляет только Эвено-Бытантайский национальный улус (район) Якутии, их там 1500 чел. В районе всего 4 села и ближайшее - в 200 км от Кыстатыама. Легче угадать в лотерею, чем отличить эвенка от эвена и даже от якута.
Какая же величественная река Лена! Внизу главной страницы представлен снимок из космоса. Это дельта реки Лена - вторая самая крупная речная дельта в мире общей площадью 45 тыс. км². Это один из самых впечатляющих уголков природы на нашей планете. В своей дельте Лена выносит в Ледовитый океан столько же пресной воды как Волга, Северная Двина, Дон, Днепр и Нева вместе взятые.
Иногда эта мощная река устраивает поистине "ВсеЛенские потопы", когда человек ее прогневает. Но все же Лена любит жителей Якутии - она несет им жизнь и добро. Лена - источник пресной воды и энергии. Лена - богатство животного и растительного мира. В Лене водится благородная рыба, которая способна жить только в чистых местах. На берегах реки нет ни одного промышленного предприятия, даже не построен ни один мост. Лена - артерия, по которой транспортируются 70 % всех грузов Якутии. В некоторых местах почти невозможно увидеть другой берег реки - такая Лена широкая.
Половина пассажиров теплохода - дети. И они абсолютно счастливы в таком интересном путешествии. На борту становится все меньше людей. Вот кто-то сейчас сойдет в селе Сиктях.
Село Сиктях на левом берегу Лены совсем небольшое - с населением 300 человек. Оно основано лишь в 1934 г. Жителей села называются сиктяхцами (сикхтянец, сикхтянка). Мы прибыли сюда в третьем часу ночи. Солнце уже встало. Фотографии ниже вполне смогли передать настроение после короткого летнего дождя.
Боже мой, тут тоже живут люди. Ближайшее место, где есть больница находится в 400 км отсюда - в Тикси. Там на улице Больничная, дом 1 расположена Булунская центральная больница. Насколько она современная и есть ли специалисты, если в самом поселке и 5 тыс. жителей не наберется? Летом жителям Сиктяха болеть никак нельзя, потому что дорог нет и никогда не было. Помощь может быть на другом берегу Лены. Какая тут дорога? Доставка на лодке - это очень долго, а если бензина во всем селе не наберется? Зимой дорогой является лед Лены. Но и зимой лучше тоже не болеть. Так как путь до больницы короче или дешевле не становится. Он становится только опаснее из-за пурги и мороза - случись что с техникой и помочь сможет только Бог. Может в случае серьезной болезни вызывается вертолет? Я могу в это поверить. Друзья, напишите в комментариях, это сделает рассказ интереснее.
Чтобы сделать фотографию ниже, пришлось вращать фокусировочное кольцо до конца на моем Canon, а еще это все-таки ночная съемка, так что четкость максимально возможная. Такие берега Лены есть не у каждой реки. Красиво, но очень сурово, если принять во внимание, что до ближайшего населенного пункта сотни и сотни километров. А рядом медведи и волки. И насколько они голодные совсем не хочется думать. Есть ли случай, когда человек прошел по берегу реки Лена из Якутска до Тикси? Дошел ли он? Кто-нибудь знает? Тут в одном месте на пути я видел самолет начала века, который врезался в гору и так и остался там лежать. Его хорошо видно с корабля. Вот тут я знаю, что люди не долетели.
А это Кюсюр. Еще одно село на правом берегу Лены. И село большое. Тут в 4 раза больше жителей, чем в Сиктях - 1345 человек. И все поголовно оленеводы, рыболовы и охотники. Голодным и холодными никто не останется. К слову, у жителей Крайнего Севера в рационе питания почти нет углеводов - только жиры и белки. В селе работает народный театр, есть Дом культуры, средняя школа, и даже музыкальная школа, а также интернат, медпункт и ЖКХ, куда ж без него. Интересно собирает ли он деньги в фонд капитального строительства.
Основано село в 1924 г. Мне сейчас вообще не по себе. Тогда-то что тут делали люди и как жили без электричества и телефона? Они знали, что где-то еще люди живут, что есть Москва, например, гражданская война закончилась, СССР был основан, первая пятилетка началась или догадывались? Они сейчас знают, что такое Ковид?
Справа уже какую сотню километров тянется Верхоянский хребет - одно из самых пустынных и неизученных мест на планете. Он начинается у реки Томпо. И заканчивается у дельты Лены. Длина хребта 1200 км, ширина от 100 до 250 км. Высота доходит до 2000 м. А высшая точка - Орулган (2409 м). На таких вершинах лежит горная тундра. На фото всего лишь окраина с лиственным редколесьем. И это последние деревья на нашем пути, дальше будет тундра Крайнего Севера и ни одного дерева.
От Кюсюра теплоход двигается в самом узком месте в нашем путешествии. А у села Чекуровка Лена сужается до 1,6 км, а глубина доходит до 25 м. Течение заметно ускоряется. От капитана требуется мастерство.
Для тех, кто забыл какая чудесная погода была три дня назад в Якутске прокрутите ленту вверх. Якутск по сравнению с этим краем выглядит местным Сочи. Сейчас на палубу без теплой одежды не выйти. А на картинке ниже - то самое узкое место на Лене.
Вот она тундра и не просто тундра, а арктическая. На календаре август. Маловероятно, что прошлогодний снег, который отчетливо стало видно растает. А может это позапрошлогодний снег?
Из растительности в тундре растут лишайники и мхи, а также травы, семейства злаков, полярные маки, осоки. Всему этому рады олени, которые питаются такими растениями. Животные тундры: лисицы, песцы, снежные бараны, волки, лемминги и зайцы-беляки надо полагать тоже находят тут еду или питаются друг другом. Из птиц я видел только чаек, но водятся: полярная сова, белая куропатка, пуночка, зуек, краснозобый конек, белая ржанка, лапландский подорожник.
В Лене плавает нельма, омуль, ряпушка и чир. Эта рыба живет только в чистых водоемах. Соответственно питается она чистым кормом. Поэтому из этой рыбы делают строганину и смело едят сырой, а вернее замороженной. Ее нарезают стружкой и употребляют, не размораживая, мокая в смесь соли и черного перца в соотношении 1:1.
Теплоход приближается к предпоследней остановке и самой северной точке нашего путешествия по Лене - Быков мыс. Так называли поморы - первые мореплаватели в этих местах - каменные утесы, вдающиеся в море. Якуты за суровый климат прозвали мыс "Хара тумус" ("чёрный мыс"). Быков мыс доходит до 18 м в высоту. Он омывается водами залива Неелова с юга и водами моря Лаптевых с севера. По сути за мысом настоящий Северный Ледовитый океан! Издалека кажется, что люди поселились на острове в Арктике. Становится холодно только от одного вида. Кажется солнце не знает, что на самом деле светит не везде.
Для барж с углем это крайний пункт. Теперь можно спать спокойно - зимой теплом село Быковский обеспечено. 527 человек занесло сюда как-то и они тут живут постоянно. Половина жителей - эвенки, 15 % - эвены. Остальные, вполне возможно, потомки депортированных сюда в 1940-х годах прибалтов, немцев, финнов и поляков (полный набор наших недругов и сегодня). Чтобы придумать им занятие власти открыли колхоз "Арктика" и рыбзавод. Кстати, мой друг Дмитрий Юстус - немец и родился здесь. Сейчас лучший инструктор в "Аэрофлоте".
Проблема этих мест - мусор и лом. Он копится, его не закопать, не переработать, а вывозить слишком дорого. Потому села Крайнего Севера напоминают свалку и это очень печально. Плывем дальше в заливе Неелова. Скоро Тикси.
Ну вот и конечный порт в пути - поселок и порт Тикси. Тогда было темно и дождливо, я фото не сделал, но на берегу, кажется, собралась половина населения поселка. Как же они ждали этот теплоход! Но всем приходится ехать по домам. Сегодня швартовки не будет - волны.
Пятая ночь на корабле. А чтобы было веселее читаю о Тикси. Порт создан в 1933 г. как пункт Северного морского пути. Здесь есть полярная станция и геокосмофизичекая обсерватория. В годы Великой Отечественной войны в Тикси формировались военные конвои для обеспечения переходов судов с ценным грузом или промышленным оборудованием в зоне Арктики. Тикси - арктический порт. Но навигация короткая - лишь 3 месяца.
Продолжить знакомство с круизом Якутск - Тикси можно в галерее, где в двух альбомах представлены 270 фотографий.
1. На самом носу верхней палубы, где Вы жили, по схеме есть две одноместные каюты. Они есть? Не хочется плыть с подселением - вдруг не повезет , так как Вам.
2. Где по пути следования ловит интернет и телефон - только в Якутске? В поселках нет?
3. Есть ли в каютах розетки?
4. Душ на верхней палубе есть? Или он один на весь теплоход?
5. Можно ли с Вами связаться, чтоб подробнее узнать про организацию круиза? Я тоже хотела на Кулибине вниз и обратно по Лене сплавиться, и к Столбам тоже до или после. Как лучше это организовать из Москвы? Что в Якутске надо посмотреть обязательно?
Для организации путешествия следует связаться с турфирмой "Ленатурфлот": https://lenaturflot.ru. Вот здесь тарифы: http://lenaturflot.ru/passagetiksi